Детский сад №128 Улыбка город Астрахань

Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» по обучению чтению детей 6 – 7 лет

 От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхожде­ние в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период приспособления к учебной  деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности, они не умеют задавать вопросы, сравнивать предме­ты, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная общеразвивающая программа  «Читалочка» призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками по обучению чтению.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенден­ция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа дошкольного обучения и воспитания, успешность их освоения зависит от интеллектуального развития ребенка, в том числе и от умения читать.

Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка»  социально – педагогической направленности ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи.

Актуальность

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа  и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический  слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку,  легко  овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению,

способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.

Новизна

В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В деятельности педагога они становятся перспективным средством работы с детьми и по развитию речи.

Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На занятиях планируется использовать здоровьесберегающие технологии, такие как: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная и зрительная гимнастика, а также новый метод «Sand-art» рисование песком и  на песке с использованием для этого  планшета с цветной подсветкой. Данная методика успешно применяется в образовательных и развивающих целях при обучении основам чтения и письма, развитии познавательных процессов, расширении кругозора и общей осведомленности, развитии мелкой моторики и координации движений.

 Новизна и оригинальность в занятия по обучению чтению  вносится через элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапииУчитывая сложность предлагаемого дошкольникам материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В предложенных методических разработках занятий введен сказочный персонаж Карандаш. Именно этот герой ассоциируется у детей с понятием «грамота», «письмо». Его функции на занятии различны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение.

Программа предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения.

Цель программы «Читалочка» - развитие активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого ребёнка.

 Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

образовательные:

- обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами;

- учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова);

- учить определять количество слов в предложении и составлять предложения;

- учить называть слова с заданным звуком, слогом;

- учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и  двусложные слова;

- учить ориентироваться на листе бумаги в линию;

- формировать умение проводить звуковой анализ;

- формировать умение интонационно выделять любой согласный звук в слове;

развивающие:

- обогащать словарный запас;

- развивать речь детей;

- развивать фонематический и речевой слух;

- развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление;

- развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями;

- развивать умение различать на слух гласные, твердые и  мягкие согласные;

- развивать мелкую моторику и координацию движений руки;

воспитательные:

- формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку;

- воспитывать уважение и интерес литературе и чтению;

- способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе  реализации программы дети знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в  предложении.Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению чтению, которая ведётся по всем направлениям.

1.Звуки

 Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению.

* Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные);

* Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;

* Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

* Звуковой анализ состава слогов и слов;

* «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений.

2. Слоги

* Раскрывается понятие «слог»;  слоговой анализ слов;

* Подбор слов на заданное количество слогов;

* Выделение в словах первого и последнего слогов;

* Подбор слов на заданный слог;

* Составление прямых и обратных слогов;

3. Слова

* Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

* Составление слова из звуков  и слогов;

* Из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

* Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;

* Выявление повторяющихся в словах  слогов с последующим их добавлением к другим словам;

* Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

* Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава;

* Чтение слов, осмысливание значения слов.

4. Буквы

* Знакомство с буквами;

* Дифференциация понятий «звук» и «буква»;

* Согласные и гласные буквы;

* Соотнесение букв и звуков;

* Чтение букв, соединение в слоги, слова.

5. Связная устная речь

* Обучение ответам на вопросы диалогической речи;

* Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

* Обучение подробному пересказу текста;

* Обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по серии картинок.

6. Работа по развитию мышления, внимания, памяти

* Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

* Выделение одинаковых предметов из группы предметов;

* Выделение лишнего предмета;

* Объединение различных предметов в группы;

*  Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе.

7. Работа над общей и мелкой моторикой

* Работа в тетрадях;

* Рисование песком и на песке (планшет с цветной подсветкой);

* Пальчиковая гимнастика.

Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи.

Условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» ориентирована на детей 6 – 7 лет.

 Срок реализации программы  один год.

 Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие.

Состав группы не более восьми человек. Группа одновозрастная.

Периодичность занятий –  два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 1 академический час.

Занятия по программе начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

 Всего 72 часа.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, индивидуальная, комбинированная.

Формы проведения занятия: занятие – игра, занятие – путешествие, конкурс, показ инсценировок, диалог, викторина, экскурсия, самостоятельная и практическая работа.

 

Ожидаемые (прогнозируемые) результаты

В конце года дети должны:

- хорошо овладеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- различать гласные и согласные звуки;

- самостоятельно называть слова с заданным звуком;

- различать на слух твёрдые и мягкие согласные;

- производить звуковой анализ слова;

- правильно ставить ударения в знакомых словах;

- различать ударные и безударные гласные;

- читать прямые и обратные слоги, трёхбуквенные слова;

- правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;

- правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;

- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?);

- составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию);

- ориентироваться на странице тетради;

- проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.

Подведение итогов реализации программы

В программе «Читалочка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. Для отслеживания результативности используются следующие этапы контроля:

- начальный контроль (сентябрь);

- текущий контроль (в течение всего учебного года);

- промежуточный контроль (по изучаемым темам);

- итоговый контроль (май).

Критерии оценки качества знаний

· Умение распознавать лексическое значение слов-названий предметов, признаков, действий,  многозначность слов, понимание переносных значений.

·  Умение объединять слова в тематические группы в соответствии с темами бесед («Дом»,  «Семья», и т.д.).

·  Умение делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова.

·  Умение образовывать и употреблять формы слов: согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (упражнение типа «Скажи со словами  один, два три, пять» например один мяч, три мяча, пять мячей).

·  Умение составлять не только простые распространенные предложения, нои сложные предложения разных типов.

·  Умение составлять устные загадки-описания, рассказы описания по сюжетным картинкам, по  серии картин, по опорным слова и т.д.

· Умение различать согласные звуки ( глухие, твердые, мягкие, свистящие- шипящие), правильно выделять гласные звуки.

·  Умение правильно произносить слова сложного слогового состава.

·  Владение  навыками словообразования, словоизменения и словосочетания.

·  Уметь пересказывать содержание знакомой сказки.

· Овладение навыком печатания букв, слов, предложений.

· Умение составлять графическое изображение (схема) к слову, предложению.

Формой подведения итогов являются:

- контрольные занятия

- тестирование

- беседа.

21 ноября 2016 в 01:03

Прикреплённые файлы:

Документ: Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» по обучению чтению детей 6 – 7 лет

Описание файла:

Файл называется: chitalochka-2015_m6mqk.doc

Это официальный файл организации «Детский сад №128 Улыбка город Астрахань», в нём содержится Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» по обучению чтению детей 6 – 7 лет.

Размер файла: 0,35 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.