Детский сад №128 Улыбка город Астрахань
Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» по обучению чтению детей 6 – 7 летОт того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период приспособления к учебной деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности, они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками по обучению чтению. Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа дошкольного обучения и воспитания, успешность их освоения зависит от интеллектуального развития ребенка, в том числе и от умения читать. Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» социально – педагогической направленности ориентирует на общее всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, на обеспечение эмоционального благополучия, на полноценное владение навыками осознанного чтения и на совершенствование устной речи. Актуальность Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность данной программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи. Новизна В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В деятельности педагога они становятся перспективным средством работы с детьми и по развитию речи. Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. На занятиях планируется использовать здоровьесберегающие технологии, такие как: пальчиковая, артикуляционная, дыхательная и зрительная гимнастика, а также новый метод «Sand-art» рисование песком и на песке с использованием для этого планшета с цветной подсветкой. Данная методика успешно применяется в образовательных и развивающих целях при обучении основам чтения и письма, развитии познавательных процессов, расширении кругозора и общей осведомленности, развитии мелкой моторики и координации движений. Новизна и оригинальность в занятия по обучению чтению вносится через элементы имаготерапии и ее разновидности – куклотерапии. Учитывая сложность предлагаемого дошкольникам материала, использование такого понятного и знакомого детям образа – куклы, повышает интерес дошкольников к занятию, стимулирует их внимание и работоспособность. В предложенных методических разработках занятий введен сказочный персонаж Карандаш. Именно этот герой ассоциируется у детей с понятием «грамота», «письмо». Его функции на занятии различны: знакомит детей с новым материалом, играет с ними в дидактические игры, допускает «ошибки», которые дети с удовольствием исправляют, создает повышенный эмоциональный фон, настроение. Программа предусматривает использование эвристических приёмов, поисковых вопросов, приёмов сравнения. Цель программы «Читалочка» - развитие активной мыслительной деятельности дошкольников в процессе введения в звуковую систему родного языка, обучения навыкам звукового анализа, формирования слогового и слитного навыков чтения на уровне возможностей каждого ребёнка. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: образовательные: - обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; - учить определять место звука в трех позициях (в начале, середине и в конце слова); - учить определять количество слов в предложении и составлять предложения; - учить называть слова с заданным звуком, слогом; - учить читать прямые и обратные слоги, затем трёхбуквенные, односложные и двусложные слова; - учить ориентироваться на листе бумаги в линию; - формировать умение проводить звуковой анализ; - формировать умение интонационно выделять любой согласный звук в слове; развивающие: - обогащать словарный запас; - развивать речь детей; - развивать фонематический и речевой слух; - развивать слуховое восприятие, произвольное внимание, память, мышление; - развивать навык чтения целыми словами и небольшими предложениями; - развивать умение различать на слух гласные, твердые и мягкие согласные; - развивать мелкую моторику и координацию движений руки; воспитательные: - формировать позитивное эмоционально - ценностное отношение к родному языку; - воспитывать уважение и интерес литературе и чтению; - способствовать развитию аккуратности, коммуникабельности, любознательности. Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками: складывание букв в слоги, слоговое чтение, осмысленное чтение слов в предложении.Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи, а основным содержанием – звуко - слоговой анализ слов. Работа по звуко - слоговому анализу слов сочетается с работой по развитию речи, обучению чтению, которая ведётся по всем направлениям. 1.Звуки Раскрывается понятие «звук», проводится работа с органами артикуляции, по произнесению звука. Проводится работа по его условному обозначению. * Акустические характеристики звука (согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные); * Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных; * Выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове; * Звуковой анализ состава слогов и слов; * «Чтение» и составление слогов и слов с помощью звуковых обозначений. 2. Слоги * Раскрывается понятие «слог»; слоговой анализ слов; * Подбор слов на заданное количество слогов; * Выделение в словах первого и последнего слогов; * Подбор слов на заданный слог; * Составление прямых и обратных слогов; 3. Слова * Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов; * Составление слова из звуков и слогов; * Из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок; * Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов; * Выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам; * Восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова; * Последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава; * Чтение слов, осмысливание значения слов. 4. Буквы * Знакомство с буквами; * Дифференциация понятий «звук» и «буква»; * Согласные и гласные буквы; * Соотнесение букв и звуков; * Чтение букв, соединение в слоги, слова. 5. Связная устная речь * Обучение ответам на вопросы диалогической речи; * Обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов; * Обучение подробному пересказу текста; * Обучение составлению рассказа - описания по сюжетной картинке, по серии картинок. 6. Работа по развитию мышления, внимания, памяти * Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; * Выделение одинаковых предметов из группы предметов; * Выделение лишнего предмета; * Объединение различных предметов в группы; * Выявление логических не соответствий в рисунке или рассказе. 7. Работа над общей и мелкой моторикой * Работа в тетрадях; * Рисование песком и на песке (планшет с цветной подсветкой); * Пальчиковая гимнастика. Занятия строятся в занимательной игровой форме с использованием дидактических игр, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности- творческое мышление ребенка, на основе которого постоянно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствование речи. Условия реализации программы Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» ориентирована на детей 6 – 7 лет. Срок реализации программы один год. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей, в группу набираются все желающие. Состав группы не более восьми человек. Группа одновозрастная. Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий – 1 академический час. Занятия по программе начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Всего 72 часа. Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, индивидуальная, комбинированная. Формы проведения занятия: занятие – игра, занятие – путешествие, конкурс, показ инсценировок, диалог, викторина, экскурсия, самостоятельная и практическая работа.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты В конце года дети должны: - хорошо овладеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; - различать гласные и согласные звуки; - самостоятельно называть слова с заданным звуком; - различать на слух твёрдые и мягкие согласные; - производить звуковой анализ слова; - правильно ставить ударения в знакомых словах; - различать ударные и безударные гласные; - читать прямые и обратные слоги, трёхбуквенные слова; - правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; - правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры; - уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?); - составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; - пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию); - ориентироваться на странице тетради; - проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку. Подведение итогов реализации программы В программе «Читалочка» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. Для отслеживания результативности используются следующие этапы контроля: - начальный контроль (сентябрь); - текущий контроль (в течение всего учебного года); - промежуточный контроль (по изучаемым темам); - итоговый контроль (май). Критерии оценки качества знаний · Умение распознавать лексическое значение слов-названий предметов, признаков, действий, многозначность слов, понимание переносных значений. · Умение объединять слова в тематические группы в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», и т.д.). · Умение делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова. · Умение образовывать и употреблять формы слов: согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже (упражнение типа «Скажи со словами один, два три, пять» например один мяч, три мяча, пять мячей). · Умение составлять не только простые распространенные предложения, нои сложные предложения разных типов. · Умение составлять устные загадки-описания, рассказы описания по сюжетным картинкам, по серии картин, по опорным слова и т.д. · Умение различать согласные звуки ( глухие, твердые, мягкие, свистящие- шипящие), правильно выделять гласные звуки. · Умение правильно произносить слова сложного слогового состава. · Владение навыками словообразования, словоизменения и словосочетания. · Уметь пересказывать содержание знакомой сказки. · Овладение навыком печатания букв, слов, предложений. · Умение составлять графическое изображение (схема) к слову, предложению. Формой подведения итогов являются: - контрольные занятия - тестирование - беседа. 21 ноября 2016 в 01:03
Прикреплённые файлы:Документ: Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» по обучению чтению детей 6 – 7 лет Описание файла:Файл называется: chitalochka-2015_m6mqk.doc Это официальный файл организации «Детский сад №128 Улыбка город Астрахань», в нём содержится Дополнительная общеразвивающая программа «Читалочка» по обучению чтению детей 6 – 7 лет. Размер файла: 0,35 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.